Риски, связанные с деятельностью компании

Одним из факторов регуляторных рисков является несовершенство механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии, влекущее за собой разногласия между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями в отношении объемов потребления электроэнергии и мощности, применяемых в расчетах тарифов. Следствием этого является возникновение оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии, оказанные Обществом, что приводит к снижению ликвидности Общества и их финансовой устойчивости. В Обществе осуществляются мероприятия по устранению причин возникновения конфликтов с потребителями, снижению оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за оказанные услуги, взаимодействию с федеральными органами государственной власти по подготовке изменений в правила функционирования розничного рынка, формированию судебной практики и созданию положительных прецедентов. Кроме того, Общество реализует утвержденные советом директоров программы перспективного развития систем учета электроэнергии на розничном рынке электроэнергии в распределительных сетях.

Существенным фактором риска является также механизм перекрестного субсидирования крупными промышленными потребителями других категорий потребителей, в том числе населения. Ряд крупных промышленных потребителей, подключенных непосредственно к сетям ЕНЭС, оплачивают услуги по передаче электроэнергии по тарифам на передачу электроэнергии в тех случаях, когда на основании договоров "последней мили", заключенных между Обществом и ОАО "ФСК ЕЭС" эти объекты переданы в аренду Общества. В 2010-2013 гг. ввиду отсутствия законодательства, регулирующего договоры «последней мили», некоторые крупные промышленные потребители перешли на прямые договоры с ОАО "ФСК ЕЭС" через судебные решения. В соответствии с п. 5 ст. 8. Федерального закона №35-ФЗ от 26.03.2003 г. до 01.01.2014 г. организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ №1173 от 27.12.2010 г. утверждены Правила согласования Минэнерго России передачи в аренду ТСО, объектов, относящихся к ЕНЭС. Согласование состава объектов ЕНЭС, передаваемых в аренду ТСО с начала 2011 г. происходит с учетом заключения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно Постановлению согласование передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО должно осуществляется при условии расторжения «прямых» договоров передачи электроэнергии, заключенных между ОАО «ФСК ЕЭС» и потребителями электроэнергии, а также при наличии письменного обращения руководителя субъекта РФ. В 2012 г. Минэнерго России утверждён Приказ №403 от 2412.2012 г., на основании которого между ОАО «МРСК Урала» и ОАО «ФСК ЕЭС» заключены договоры аренды объектов ЕНЭС (договоры "последней мили") на 2013 г. Передача электроэнергии с использованием отдельных объектов ЕНЭС, принятых Обществом в аренду по договорам «последней мили», учтена федеральными и региональными регулирующими органами в составе плановых объемов услуг по передаче электроэнергии на 2013 г. Начиная с 2014 г. в соответствии с Федеральным законом №308-ФЗ от 06.11.2013 г. механизм «последней мили» сохранен только по ряду субъектов РФ. В зоне деятельности ОАО «МРСК Урала» - только на территории Челябинской области. При этом присоединенные к сетям ЕНЭС потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по льготному тарифу ВН1, включающего в себя перекрестное субсидирование. При этом предусмотрена возможность продления договоров «последней мили» на территории Челябинской области до 2017 г. На остальных территориях деятельности ОАО «МРСК Урала» потребители перешли на «прямые» договоры на передачу электроэнергии с ОАО «ФСК».

Одним из регуляторных рисков является риск снижения спроса на услуги по технологическому присоединению и услуги по передаче электрической энергии по сравнению с плановыми объемами, учитываемыми при принятии региональными органами тарифно-балансовых решений. Для снижения данного риска компанией продолжается работа по мониторингу заявок и формированию на их основании прогнозного полезного отпуска электроэнергии, спроса на услуги по технологическому присоединению на следующий год, а также увеличению обращений в регулирующие органы для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. В то же время вследствие большого объема заявок на технологическое присоединение компания не всегда способна удовлетворить их в полной мере, что может негативно отразиться на объемах выручки из-за потери потенциальных потребителей, а также нарушению антимонопольного законодательства в части оказания услуг по передаче электроэнергии и предоставления услуг технологического присоединения. Для решения этой проблемы компания совершенствует бизнес-процесс обработки заявок потребителей на технологическое присоединение. Одновременно компания осуществляет разъяснительную работу процесса оказания услуг по технологическому присоединению среди потребителей, в том числе с публичным размещением информации об оказании услуг и созданием Центров обслуживания клиентов.

В связи с принятием в конце 2012 г. ряда нормативных актов, упрощающих порядок лишения энергосбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика, у компании возникли риски, связанные с необходимостью принятия полномочий и обязанностей гарантирующих поставщиков от энергосбытовых компаний. В течение 2013 г. несколько ДЗО ОАО «Россети» приняли функции Гарантирующего поставщика, уже к концу 2013г. состоялись конкурсы на присвоение статуса ГП, однако сетевые организации в соответствии с действующим законодательством не имеют право принимать участие в данных конкурсах. Для минимизации указанных рисков Общество проводят мероприятия по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти, СМИ, инфраструктурными организациями оптового рынка электроэнергии, правоохранительными органами, а также организациями, лишёнными статуса гарантирующего поставщика, по вопросам исполнения функций гарантирующего поставщика и урегулирования задолженности. Кроме того, формируются законодательные инициативы по оптимизации процедуры смены гарантирующего поставщика.

Деятельность Общества имеет широкую географию, представленную разнообразными климатическими условиями. Существует вероятность чрезвычайных ситуаций вследствие стихийных бедствий, что может привести к системным нарушениям работоспособности и эффективности функционирования оборудования электросетевого распределительного комплекса и сбоям в энергоснабжении потребителей Общества. Операционно-технологические риски связаны с высоким физическим и моральным износом электросетевых активов, нарушением условий эксплуатации и операционных режимов электросетевого оборудования, невыполнением программы ремонтов в необходимом объеме. Факторами эксплуатационно-технологических рисков являются аварийные ситуации природного и техногенного характера, снижение эффективности системы управления активами ОАО «МРСК Урала», переход на работу с вынужденными аварийно-допустимыми перетоками электроэнергии, а также факторы, связанные с эксплуатацией оборудования (предельные отклонения от нормативно-технических требований, ошибки оперативного персонала и т.п.). В результате реализации указанных рисков возможны существенные экономические и репутационные последствия. Кроме того, указанные факторы рисков влияют на объемы потерь в электрических сетях, увеличивая расходы компании на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь. Для снижения вероятности возникновения данных рисков компания осуществляет мероприятия по повышению надёжности энергоснабжения потребителей и предупреждению рисков технологических нарушений (расчистка и расширение трасс, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, расширение парка резервных источников питания электроэнергией, техники для аварийно-восстановительных работ, модернизация коммутационного оборудования и систем телемеханизации и пр.).

Общество активно осуществляют инвестиции, направленные на обновление и расширение сетевой инфраструктуры, при этом сталкиваясь с риском снижения эффективности и обесценивания капитальных вложений при выполнении инвестиционных программ, программ инновационного развития и НИОКР. Растущие объемы инвестиционных программ развития Общества требуют привлечения значительных финансовых ресурсов: как собственных, так и заемных на условиях, отвечающих параметрам RAB-регулирования. Даже при наличии достаточных для реализации инвестиционной программы объемов финансовых ресурсов, существует вероятность нарушения плановых сроков освоения капитальных вложений и задержки ввода в эксплуатацию объектов инвестиционных программ Общества, в том числе вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения подрядчиками и поставщиками своих обязательств. Постановлением Правительства РФ №159 от 27.02.2013 г. предусмотрено исключение из инвестиционной программы Общества объектов, не включенных в документы территориального планирования. В связи с этим возникает риск роста объема незавершенного строительства в связи с исключением таких объектов. Для снижения инвестиционного риска компания планирует инвестиционные программы с учетом следующих ключевых критериев эффективности: повышение доступности сетевой инфраструктуры, снижение износа и модернизация объектов электросетевого хозяйства и достижение высокой загрузки вводимых мощностей. При планировании инвестиционной программы также обязательным условием включения инвестиционных проектов является увязка с планами территориального и регионального развития. Кроме того, компания проводит мониторинг реализации и финансирования инвестиционных программ, анализ причин отклонения фактических параметров от плановых. В компании внедряется проектное управление инвестиционной деятельностью, осуществляются мероприятия по повышению качества реализации проектов, повышению результативности инвестиций в существующую сеть, снижению удельной стоимости строительства, достижению высокой загрузки вводимых мощностей, разработке и внедрению системы сравнительного анализа удельной стоимости строительно-монтажных работ и материалов, формированию системы управления инновационной деятельностью, автоматизации системы управления инвестициями.

Частые изменения законодательства РФ в условиях государственного регулирования отрасли, широкий спектр нормативных требований и ограничений являются факторами риска, связанного с несоблюдением Обществом законодательства и иных правовых актов, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов Общества, определяющих внутреннюю политику, правила и процедуры. Деятельность Общества регулируется и контролируется различными органами (ФАС, ФСТ, ФНС России, Минэнерго и др.). Кроме того, являясь компанией с государственным участием, ОАО «МРСК Урала» исполняет ряд поручений Президента и Правительства РФ. В этой связи факторы комплаенс-риска имеют особую важность. Компания, являясь субъектом естественной монополии, подвержена рискам признания нарушений антимонопольного законодательства (предоставление услуг ТП, раскрытия информации об услугах, закупочной деятельности и т.п.). Для снижения данного риска отслеживается оперативность обработки заявок и обращений потребителей, четко регламентируется и отслеживается своевременное раскрытие информации в соответствии с законодательством РФ.

ОАО «МРСК Урала» владеет, арендует либо имеет право бессрочного пользования на большинство земельных участков, на которых находятся распределительные активы. Тем не менее, на некоторые из них права собственности не оформлены в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, законодательством установлен срок переоформления права бессрочного пользования на право собственности или аренды до 1 января 2015 года. Для минимизации указанного фактора в Обществе реализуется программа по переоформлению права бессрочного пользования.

Существенным фактором риска является и признание ОАО «МРСК Урала» нарушившим антимонопольное законодательство. В наибольшей степени рискам антимонопольного регулирования подвержена деятельность в области технологического присоединения электроустановок потребителей к электрическим сетям компании. Обращения потребителей в территориальные управления ФАС и последующее возбуждение антимонопольным органом дел о нарушении Обществом законодательства в области технологических присоединений могут быть вызваны нарушением прав потребителей. В частности, к этому могут привести отказы в технологическом присоединении, несоблюдением законодательно установленных сроков присоединения к электрическим сетям и рядом других факторов. Дополнительным негативным фактором является тот факт, что действующее законодательство предоставляет ФАС России право расширительно толковать понятие границ товарного рынка. Так, обоснованная жалоба заявителя может повлечь начисление оборотного штрафа, рассчитываемого исходя из общей выручки, получаемой на всей территории присутствия Общества. Для снижения влияния данных факторов компания совершенствует бизнес-процессы технологического присоединения потребителей, упрощая свои внутренние процедуры, внедряя новые формы обслуживания потребителей, например, связанные с интерактивными способами обслуживания.