Отраслевые риски

Передача электроэнергии по распределительным сетям, а также технологическое присоединение к электрическим сетям являются регулируемыми государством видами деятельности. Утверждение регулирующими органами уровней тарифов на услуги ОАО «МРСК Урала» прямо влияет на объемы полученной выручки, что приводит к возникновению следующих рисков:

  • установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня;
  • сокращение объемов выручки в связи с изменениями фактической структуры передачи электроэнергии по уровням напряжения относительно принятой при утверждении тарифов;
  • сокращение объемов выручки в связи со снижением фактических объемов электрической энергии и мощности от учтенных в тарифно-балансовых решениях, в результате снижения потребления электрической энергии;
  • возникновение дополнительных расходов, связанных с перекрестным субсидированием, наличие которого не позволяет установить экономически обоснованные тарифы по уровням напряжения;
  • риски, связанные с изменением законодательства в сфере ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии на розничных рынках.

При использовании метода доходности инвестированного капитала (RAB) дополнительно существуют риски несогласования регулирующими органами результатов оценки независимыми оценщиками первоначальной базы инвестированного капитала и утверждения нормы доходности ниже справедливой и, как следствие, наличие трудностей с привлечением заемных средств для финансирования инвестиций. С целью сдерживания роста тарифов для конечных потребителей государство вводит ограничения роста регулируемой части тарифа, что является неблагоприятным фактором ОАО «МРСК Урала». Рост тарифов на последующие годы не должен превышать прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015-2016 гг. Пермэнерго – один из первых филиалов, которые в 2009 г. перешли на долгосрочное тарифное регулирование RAB (остальные филиалы перешли на RAB-регулирование в 2011 г.). В результате «перезагрузки RAB» в 2012 г. утверждены скорректированные долгосрочные параметры регулирования. Также, в условиях ограниченного роста конечных и сетевых тарифов не исключено принятие региональным регулятором в отношении отдельных сетевых организаций значительного роста выручки: путем снижения (либо неизменности) выручки у ОАО «МРСК Урала» в пользу увеличения по другим сетевым организациям.

Неудовлетворительное состояние оборудования из-за его физического и морального износа является причиной возникновения таких производственных рисков, как ухудшение эксплуатационных и экономических показателей электросетевого оборудования, наступление неблагоприятных экологических последствий, угроза аварий с частичной либо полной недопоставкой электроэнергии с соответствующими неблагоприятными социальными последствиями, риск производственного травматизма персонала и угроза возникновения аварий системного характера. Реализация данных рисков может привести к выходу оборудования из строя (авариям) и разрушению сооружений. Аварии системного характера могут приводить к разделению энергосистемы, веерным отключениям потребителей, работе основного оборудования в критических режимах. Вероятность выхода оборудования из строя находится на среднестатистическом уровне. Для их предотвращения компанией осуществляется комплекс мер по обеспечению надёжности оборудования и сооружений на должном уровне - исполнение программ ремонтных работ в полном объеме, внедрение современных методов диагностики оборудования без его остановки, оптимизация структуры и величины объёма запасных частей, внедрение и модернизация противоаварийной автоматики, тендерный отбор сервисных и снабженческих организаций.

Управление рисками в области соблюдения требований промышленной безопасности в общей структуре управления производственными рисками ОАО «МРСК Урала» обеспечивается соблюдением федерального законодательства в области промышленной безопасности и функционирующей на его основе системе производственного контроля над соблюдением требований промышленной безопасности. Экологические риски выражаются в возможности протечек трансформаторного масла на подстанциях (при отсутствии маслоприемных устройств) с поверхностными сточными водами в реки и озера, что может привести к загрязнению нефтепродуктами водоемов рыбохозяйственного значения. Вследствие данных нарушений природоохранного законодательства на компанию могут быть наложены высокие штрафы. В компании идентифицированы экологические аспекты и произведена оценка их воздействий на окружающую среду. Значимыми экологическими аспектами в процессе производственной деятельности являются разлив нефтепродуктов при эксплуатации, обслуживании, ремонте маслонаполненного оборудования и автотранспорта, при хранении оборудования, нефтепродуктов, погрузочно-разгрузочных работах. Для уменьшения значимости экологических аспектов разработаны и выполняются мероприятия, которые ежегодно включаются в основные производственные программы компании. Также в компании функционирует интегрированная система менеджмента ISO 9001:2008, ГОСТ Р ИСО 9001–2008, ISO 14001:2004, ГОСТ Р ИСО 14001–2007, OHSAS 18001:2007, ГОСТ 12.0.230–2007, одной из составных частей которой является система экологического менеджмента (СЭМ). В подтверждение соответствия требованиям международного стандарта ISO 14001:2004 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководства по применению» получен сертификат соответствия № 12.0615.026 от 27.06.2012 г.

Риск неопределённости предельных объемов оказания услуг по передаче электрической энергии заключается в отсутствии в некоторых субъектах РФ и муниципальных образованиях планов экономического развития с указанием динамики роста электропотребления на определённый период, а также из-за неопределенности сроков окончания кризисных тенденций в экономике. Указанные обстоятельства делают невозможным точное прогнозирование объёмов инвестиций в отрасль, способных удовлетворить возрастающий спрос на электрическую энергию в средне- и долгосрочной перспективе. Минимизация данного риска осуществляется в рамках единой сбытовой службы компании посредством проведения работы с государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления по формированию планов экономического развития региона в средне- и долгосрочной перспективе, а также защиты тарифов на передачу электрической энергии с учетом инвестиционной составляющей, направленной на повышение пропускной мощности электросетевого оборудования. Рисков, связанных с изменением цен на услуги компании на внешних рынках, не существует, так как ОАО «МРСК Урала» не занимается оказанием услуг по передаче электрической энергии за пределами РФ. На внутреннем рынке риск возможного изменения цен на услуги ОАО «МРСК Урала», прежде всего, в сторону понижения оценивается как маловероятный.

В целом данные риски могут быть минимизированы повышением операционной эффективности на основе реализации программ по снижению производственных издержек (создание конкурентной среды в сфере закупок работ и услуг, оптимизация затрат на ремонтно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство и т.п.), а также проведением взвешенной финансовой политики. Мы полагаем, что возможное ухудшение ситуации в отрасли, а также негативные изменения в процессе эксплуатации и развития электросетевого комплекса способны оказать влияние на деятельность Общества, но не должны существенным образом повлиять на исполнение им своих долговых обязательств.